Почему в России дорожает бензин


Cepx

Рекомендуемые сообщения

Почему в России дорожает бензин

Заочная полемика Вадима Новикова с ФАС («Порочный круг», «Ведомости» от 14.08.2009) по вопросу монополизма на рынке нефтепродуктов заставляет прояснить ряд моментов, которые могут и не быть понятны неспециалисту. Речь о давнем споре о том, что является причиной роста цен на бензин — монополии или объективные обстоятельства, например мировые цены на нефть.

По данным Росстата, в 2002-2008 гг. розничные цены на бензин Аи-95 выросли на 249,3%. Это опережает прирост потребительских цен (220,7%), цен на продовольственные (220,4%) и непродовольственные (168,7%) товары. Теория о том, что такой рост обусловлен корреляцией с мировыми ценами на нефть, выглядит привлекательно — раз нефть и продукты ее переработки можно вывезти, внутренние цены на них, по идее, должны стремиться к уровню мировых.

На практике же для экспорта существуют ограничения как технологические и инфраструктурные, так и спросовые — далеко не на всех НПЗ можно перерабатывать сернистую Urals, а российские нефтепродукты в Европе вообще не потребляют из-за низкого качества: их отправляют на вторичную переработку на европейские НПЗ, лишь часть из которых может работать с российскими полуфабрикатами. Возможность полностью вывезти всю российскую нефть и все нефтепродукты за рубеж существует, таким образом, только в теории. Значит, в реальности зависимость внутренних цен от мирового рынка ограничена — они определяются и другими факторами.

Прежде всего монополизмом розничных торговцев бензином. Это они, рассказывая нам о «связи с мировыми ценами», так и не снизили цены на бензин вслед за крупным падением цен на Urals ни во второй половине 2006 г., ни за последний год — по данным Росстата, цены на Аи-92 в июне 2009 г. снизились всего на 15,6% к июню 2008 г., на Аи-95 — на 13,3%. В США снижение цен на бензин к июлю 2008 г. достигало в декабре 55%, чего у нас не было и в помине.

Защитники российских бензиновых монополистов пытаются переводить российские цены в доллары (хотя не очень понятно, какой в этом смысл), призывая себе на помощь падение курса рубля и дорисовывая лишние проценты падения. Но вот другая статистика, которая не требует поправок на инфляцию или учета курсовых разниц: соотношение розничных и оптовых цен на бензин Аи-95 в России с 2003 по 2008 г. выросло с 1,36 до 1,89 (в США — снизилось с 1,9 до 1,4). Это принято объяснять топливным акцизом, однако его доля в розничных ценах невелика и снижалась с 24% в 2003 г. до 16% в 2008 г. Такая высокая розничная маржа — уникальное явление.

Монополизм на российском рынке нефтепродуктов способствует и завышенному уровню цен, и ускоренному их росту, и сохранению высоких цен при наличии объективных условий для их снижения. Вместо того чтобы изобретать объяснения, отрицающие наличие монополизма, лучше подумать над тем, как наиболее цивилизованно с ним бороться.

Текст: Владимир Милов, политик

Ведомости

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сцуки они все, всЁ равно мы за все заплатим, а шо делать без бензина машинка не едет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Так и газ начал дорожать...многие на него переходят - растет спрос - растет цена...помню времена, когда газ стоил по 4,5 рубля за литр...правда бензин стоил около 10-15 рублей...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я помню времена, когда бензин, правда 76, тогда 80 ещё не было, стоил 1 рубль 50 копеек, мы давали дяденьке деньги, чтоб он нам привозил бензин для мотороллера. А соляра была...за бутылку, 20 литровая канистра....а если в деньгах, то цена была смешная. "О, времена, о нравы..." (с)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в 80е начало 90хх прошлого века солярка вообще никому не нужна была, нормочасы считались литрами солярки, чем меньше у тя в баке тем лучше ты работаешь! Соляркой в полях все залито было. А теперь она наравне с 95м...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в 80е начало 90хх прошлого века солярка вообще никому не нужна была, нормочасы считались литрами солярки, чем меньше у тя в баке тем лучше ты работаешь! Соляркой в полях все залито было. А теперь она наравне с 95м...

Да, были времена... :af:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Народ! вы меня не совсем павильно поняли...я не вспоминаю времена, когда топливо было халява...я лишь хочу сказать, что с увеличением машин, которые ездят на газу, т.е. с увеличением спроса на газ - его цена выросла...и щас, если брать езду на дальние расстояния, т.е. по трассе, то что на более дорогом бензине, что на дешевом газе, которого больше расходуется, получается поччти одинаково...Так что переход на газ - не вариант (

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пара переходить на электромобили - я все равно больше 100 км в неделю и не езжу. :af:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВИЛИСИПЕД !!!! как в китиае ил японии. и экология и везде успевают и пробок меньше. Хотя Япония кажется докаталась....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я помню времена, когда бензин, правда 76, тогда 80 ещё не было, стоил 1 рубль 50 копеек

Помню времена 40 коп. был :af:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Помню времена 40 коп. был :af:

Класс. вот помню как с тракторов с пускачей бензин сливали на мопеды......эх !!! вот времена то беззаботные были.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВИЛИСИПЕД !!!! как в китиае ил японии. и экология и везде успевают и пробок меньше. Хотя Япония кажется докаталась....

Помимо Китая и Японии так ещё и пол Европы живёт, и ничего...а в некоторых, даже главы государств и чиновники на них ездят или на общественном транспрте...ну уж не перекрываются дороги.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не понимаю, почему вы все не понимаете, почему растут цены на бензин.

Это же элементарно:

1. Когда растут цены на нефть, то ясен пень, раз бензин делается из

нефти, то и цены на бензин должны расти.

2. Когда цены на нефть падают, то нефтяникам приходится повышать цены на

бензин, чтобы компенсировать падение доходов от цен на нефть.

3. Когда цены на нефть стабильные, то цены на бензин растут, потому что

инфляция.

И кому тут что не ясно?

:af:

Изменено пользователем Renard
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не понимаю, почему вы все не понимаете, почему растут цены на бензин.

Это же элементарно:

1. Когда растут цены на нефть, то ясен пень, раз бензин делается из

нефти, то и цены на бензин должны расти.

2. Когда цены на нефть падают, то нефтяникам приходится повышать цены на

бензин, чтобы компенсировать падение доходов от цен на нефть.

3. Когда цены на нефть стабильные, то цены на бензин растут, потому что

инфляция.

И кому тут что не ясно?

:af:

Лично мне не ясно следующее:

1. Цены растут на ВНЕШНЕМ рынке, т.е. дорожает нефть продаваемая за границу.Какое отношение это имеет к цене на бензин внутри страны?

2. Добыть-переработать-привести один барель нефти стоит "X" рублей. Отпусканя цена нефти "Y" рублей. Y во много раз больше X, колебание цен на нефть на ВНЕШНЕМ рынке не приводит к тому, что нефтедобывающие компании работают в убыток, они ВСЕГДА в плюсе и в плюсе хорошем.

3.Согласно данным центробанка инфляция в нашей стране составляет около 13% в год. Если цена на бензин будет расти на 1% в месяц - то это можно обьяснить инфляцией.

Это я к тому, если ты своим постом не пошутила ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Vanish,

А в Китае, Японии и половине Европы зима такая же, как у нас? Зимой в пуховике нормально педали крутить?)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Суть не в этом, Вы меня сударыня не так поняли....суть в том, что, там это не считается зазорным....и велосипед, и общественный транспорт...НО, там для этого все условия....а у нас?? В Финляндии тоже ходят в пуховиках, и там с ценами на бензин нет таких проблем как у нас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сударь, как вы пишете, так вас и пониают :bp:

Вы бы перестали пользоваться машиной, если бы появились условия для велосипедов, как в перечисленных странах?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Суть не в этом, Вы меня сударыня не так поняли....суть в том, что, там это не считается зазорным....и велосипед, и общественный транспорт...НО, там для этого все условия....а у нас?? В Финляндии тоже ходят в пуховиках, и там с ценами на бензин нет таких проблем как у нас.

в других странах другая политика , другой прожиточный минимум , другие зарплаты , другие потребности и т.д. . Вопрос то стоял в другом - почему в РОСИИИ дорожает топливо? то биш у нас с вами... В цену топлива итак уже включена инфляция , но если топливо начинает стоить 30 руб за литр и это кажется не предел , то я отказываюсь трезво понимать почему это происходит. я с трудом вкурил цену в 15-20 рублей.... но 30 :bp:.

Изменено пользователем АЯЙ
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сударь, как вы пишете, так вас и пониают :bp:

Вы бы перестали пользоваться машиной, если бы появились условия для велосипедов, как в перечисленных странах?

Пардон что влазию в ваш разговор , но я бы пересел на велосипед , а машину оставил бы в гараже , ибо не всегда можно сделать что то на велике , а машина и побольше и скорость у неё иногда побольше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас в России ДТ И АИ не будут дешёвыми это факт .упадёт на 1% ,а через время взлетит на 10%.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я про то и говорю, что не надо путать зазорность и комфорт. Чиновникам нужны машины, а не велосипеды, чиновники в дороге ведут разговоры, пользуются компом, одним словом работают, и как это сделать на велосипеде или в общественном транспорте? Если я увижу чиновника едущего утром на велосипеде, то я подумаю, что у него мало работы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти