Как угоняют наши автомобили


Grizlly

Рекомендуемые сообщения

Конокрады – одна из самых ненавистных народу каст преступников на Руси. И это неудивительно: потеряв лошадь, многие крестьяне теряли единственный способ заработка. Сегодня конокрады сменили поводья на наборы отмычек, и сделали качественный рывок вперед: в их распоряжении теперь сотни «лошадей», скрытых под капотами автомобилей. Ежедневной в одной Москве десятки горожан лишаются своих машин. Именно об этой проблеме пошла речь на конференции, которая прошла в рамках Московского Международного Автомобильного Салона.

Проблему угонов в столице осветила Инна Святенко, депутат Московской городской Думы, председатель комиссии по безопасности. «В Москве, как в большом мегаполисе, проблема угонов стоит особенно остро: только за этот год угнано более шести тысяч автомобилей. Раскрываемость подобных преступлений достаточно низкая, потому что угонщики подготовлены хорошо и их изощренные методы действия не дают возможности мгновенно раскрывать данный вид преступлений. Более того, преступления становятся серьезными, потому что ведут за собой увечья и смерти людей: все помнят случай, произошедший весной этого года, когда погибла девушка, которая не хотела расставаться со своим Лексусом», - прокомментировала она.

По словам Инны Святенко, автомобили, которые пользуются популярностью у угонщиков, можно разбить на четыре категории: первое место занимает продукция отечественного производителя – около 25% угнанных автомобилей приходится на машины АвтоВАЗа и ГАЗа. Вторая категория – автомобили иностранного производства преимущественно до 2005 года выпуска. На этих машинах перебивают номера двигателя и кузова, затем они или продаются на запчасти, или просто «растворяются». Третья категория – бизнес-класс, новые автомобили, которые пользуются огромным спросом, как на легальном рынке, так и на криминальном. Четвертая категория – самая неожиданная – угон строительной техники. Несколько лет назад никто не мог и подумать, что экскаваторы и грузовики могут угонять, однако в последние два года подобные хищения – настоящий «тренд» сезона. «Подобная ситуация связана, скорее всего, с тем, что подобные автомобили оборудованы недостаточным количеством технических противоугонных средств. Сейчас жилищно-коммунальные службы города пошли по привычному пути: оснащают всю технику навигационными приборами на бюджетные средства именно для того, чтобы противостоять участившимся случаям угонов», - заявила Инна Святенко.

Если говорить о местах угонов, то ситуация оказалось тоже достаточно интересной: в основном, машин лишаются не в московских дворах, а на неохраняемых парковках возле больших гипермаркетов. «Есть владельцы гипермаркетов, который построили системы безопасности, и охрана требует на выезде у автовладельцев свидетельства о регистрации машин. Конечно, на таких паркингах угонов значительно меньше, но этот метод является противозаконным, и некоторые автовладельцы возмущаются и отказываются предоставить документы», - прокомментировала депутат.

Не было бы счастья, да несчастье помогло: инициатива борьбы с хищениями транспортных средств пришла совсем не с той стороны, с которой ее ожидали. В то время как многие автовладельцы уповали на милицию, в руководящих кругах крупнейших страховых компаний страны вынашивалась идея создания объединения, которое могло бы противостоять участившимся случаям угонов. Именно так и была создана Профессиональная Ассоциация противодействия угонам транспортных средств. По словам Игоря Ямова, президента Ассоциации и заместителя генерального директора ОСАО «Ингосстарх», деятельность некоммерческого объединения направлена на противодействие криминальному бизнесу, связанному с угонами автомобилей, а также на повышение безопасности дорожного движения и внедрение в России интеллектуальных транспортных систем.

Кроме этого, эксперты Ассоциации оценивают возможности и качество технических противоугонных средств, доступных на российском рынке. Результаты подобных оценок доступны страховым компаниям-партнерам Ассоциации, которые могут сделать скидки для клиентов, автомобили которых оснащены противоугонными средствами, одобренными экспертами. С одной стороны, подобная схема работы позволяет выявлять лучшие схемы защиты машин и экономить деньги клиентов. С другой, многие страховые компании, которые были представлены как партнеры Ассоциации, предоставляют скидки владельцам только тех продуктов, чьи создатели также фигурируют как партнеры объединения. И если среди операторов спутникового слежения почти все крупнейшие компании сотрудничают с Ассоциацией, то подобных производителей сигнализаций, иммобилайзеров и средств механической защиты достаточно мало.

Основным партнером Ассоциации в области аудита противоугонных возможностей автомобилей стал английский центр Тэтчем, к услугам которого прибегают практически все крупнейший автопроизводители. Летом этого года сотрудники Тэтчем решились на интересный эксперимент – провели сравнение штатных систем охраны одних и тех же моделей, но предназначенных для рынков России и Великобритании. В итоге, автомобили, предназначенные для продажи на Туманном Альбионе, получили значительно более высокие оценки, чем их славянские собратья. Правда, критерии, по которым эти оценки выставлялись, не всегда можно назвать адекватными: некоторые автомобили, предназначенные для продажи в Англии, получали дополнительные баллы за обилие наклеек с номерами VIN – согласитесь, вряд ли это остановит российских угонщиков. Да и штатные сигнализации у нас принято дополнять дополнительными, большинство которых, кстати, способно лишь распугивать кошек по ночам.

Кроме консалтинговой деятельности, Ассоциация выступает с рядом законотворческих предложений. «Если бы смогли внедрить в нашей стране при постановке автомобиля на учет взаимодействие трех баз данных, которые реально существуют (база регистрации в ГИБДД, база таможни, фиксирующая ввезенные транспортные средства, и база производителей, где каждый автомобиль имеет индивидуальный номер), мы уверены, что проблему легализации угнанных транспортных средств была бы решена более чем наполовину», - заявил Игорь Ямов.

Еще одной серьезной проблемой, связанной с угонами, является не достаточно эффективная система наказаний преступников. «У нас есть единственная статья – ст. 166 о неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Если доказана цель хищения, то есть угонщик не говорит, что ему было холодно и поэтому он оказался в этом автомобиле, тогда вменяются статьи кража, мошенничество и разбой. Но опять-таки, кражу доказать невозможно, мошенничество и разбой тоже доказать сложно», - прокомментировала Инна Святенко.

Более того, если запросить архивы московских судов, выясняется, что до реальных разбирательств доходит ничтожно малое количество дел. А если и доходит, то бояться подсудимым особо нечего, ведь угон без цели хищения карается штрафом до ста тысяч рублей. Конечно, в статье УК есть оговорка «либо лишением свободы на срок до 5 лет», но в наших судах она исключительно непопулярна. Кстати, для аналогичного преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору с применением насилия не опасного для жизни и здоровья, есть отдельная позиция в государственном прайс-листе – до двухсот тысяч рублей.

После подобной конференции на ум приходит лишь один вывод: решать проблему следует комплексно. И пока наши автомобили в лучшем случае оборудованы штатной сигнализацией, а погреться в Bentley «стоит» сто тысяч рублей, ни о каком снижении количества угонов мечтать не приходится. А надеяться, что бизнес, чей ежегодный оборот достигает 2 миллиардов долларов США, развалится сам и вовсе глупо.

// Александр Еремин

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти