Admin Опубликовано 15 июня, 2011 Поделиться Опубликовано 15 июня, 2011 ААБС - антиблокировочная система тормозов.Абразивное изнашивание - механическое изнашивание поверхности, вызываемое наличием твердых частиц.Авария - повреждение любого сооружения, оборудования, машины, в том числе автомобиля.Автокар - колёсное транспортное средство, с двигателем внутреннего сгорания, предназначенное для внутризаводских и внутрицеховых перевозок малых грузов.Автопоезд - транспортное средство, состоящее из автомобиля-тягача и буксируемого им прицепа.Автополигон - комплекс специальных дорог, сооружений и лабораторий для проведения всесторонних, в основном дорожных, испытаний автомобилей.Аквапланирование - движение автомобиля при скольжении его колёс на слое воды или жидкой грязи, покрывающем дорогу.Аккумулятор - устройство для хранения и накопления энергии с целью последующего её использования.Акселерометр - прибор для измерения ускорения.Аксессуары - вспомогательные детали, дополняющие что-либо.Амортизатор - устройство в подвеске для гашения механических колебаний, возникающих при движении транспортного средства.Амперметр - прибор для измерения силы электрического тока.Антенна - система проводов для излучения или улавливания радиоволн.Антикрыло - приспособление в виде крыла, обеспечивающее автомобилю улучшение обтекаемости и создание вертикальной силы, прижимающей автомобиль к дороге.Антифириз - жидкость, не замерзающая при отрицательных температурах.Ареометр - прибор для измерения плотности жидкости.Асфальт - смесь веществ природного или искусственного происхождения, содержащая битумы и минеральные компоненты в виде песка, щебня и т.п.; используется для дорожных покрытий.Аэродинамика - научная дисциплина, изучающая особенности обтекания автомобиля потоком воздуха.Аэрометр - прибор для измерения плотности газов.ББагги - одно- или двухместный легковой автомобиль со съёмным открытым кузовом и жёсткой рамой; предназначен для соревнований на пересечённой местности.Базовое масло - основа товарного смазочного масла, изготавливается отдельным производителем. Обычно базовые масла выпускаются сериями, отличающимися по вязкости, но с одинаковыми другими характеристиками.Балансировка - уравновешивание механизмов.Баллон - резервуар для сжатого газа или жидкости под давлением.Борторасширитель - станок для разведения бортов покрышки шины при её осмотре и ремонте.Брекер - подушечный слой покрышки шины, расположенный между протектором и каркасом.Бровка - граничная линия между обочиной и откосом придорожной канавы.Буксировка - транспортирование самоходным транспортным средством несамоходного в данный момент транспортного средства, находящегося на своих колёсах.ВВал - вращающаяся или невращающаяся деталь в виде стержня, передающая крутящий момент.Вариатор - бесступенчатая механическая трансмиссия.Вентиль - клапан для регулирования или перекрытия выхода жидкости или газа.Виброакустика - научная дисциплина, изучающая особенности формирования шума в автомобиле.Вибростенд - стенд для испытания узлов или транспортных средств на вибрационную нагрузку.Вискомуфта - в некоторых полноприводных трансмиссиях устанавливаются вместо межосевых или межколесных дифференциалов.Вкладыш - сменная деталь подшипника скольжения, на которую опирается шейка вала.Внедорожник - автомобиль повышенной проходимости.Вольтметр - прибор для измерения электрического напряжения.Втулка - деталь с осевой симметрией и осевым отверстием для сопрягаемой детали.Вулканизатор - аппарат для вулканизации резиновых изделий; используется при ремонте шин и камер колёсных транспортных средств.Выбег - движение транспортного средства по инерции при отсутствии тяговых и тормозных сил. Выключатель - устройство для замыкания и размыкания электрических цепей.Выпрямитель - устройство, преобразующее переменный ток в постоянный.Выточка - кольцевая канавка в детали.Вязкость - внутреннее трение или сопротивление течению жидкости.ГГРМ - газораспределительный механизм.ГСС - единая государственная система стандартизации.Габарит - предельные внешние очертания объекта, определяемые габаритными размерами.Газоанализатор - прибор для определения состава газов.Газораспределение - процесс впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов из двигателя.Гайка - крепёжная деталь, имеющая отверстие.Гайковёрт - инструмент, с электрическим или пневматическим приводом, служащий для завёртывания гаек.Галлон - единица объёма в системе английских мер; в Англии 1 галлон = 4.546 л., в США - 3.785 л. для жидкостей и 4.405 л. для сыпучих веществ.Гараж - сооружение, для закрытого хранения автомобиля.Генератор - устройство, производящее какой-либо продукт (например газ), вырабатывающее энергию или преобразующее один вид энергии в другой.Герметик - полимерное вещество от жидкотекучего до пастообразного, обладающее способностью герметизировать различные соединения, швы, стыки.Гидрокрекинг - процесс получения базовых масел с высоким индексом вязкости, противоокислительной стойкостью и стойкостью к деформациям сдвига. В ходе процесса обработки одновременно или последовательно протекает ряд химических реакций, в результате которых значительно улучшается молекулярная структура масла, усиливаются стойкость к механическим, термическим и химическим воздействиям.Гидротрансформатор - гидродинамическая передача, преобразующая передаваемый крутящий момент.Гидроцилиндр - гидравлический механизм с возвратно-поступательным движением поршня или цилиндра.Глушитель - устройство, для глушения шума.Граунд-эффект - улучшение аэродинамики гоночного автомобиля с помощью определённой формы его днища, за счёт которой создаётся дополнительная сила, прижимающая кузов к поверхности дороги.Грузик - деталь определённой массы, закрепляемая на ободе колеса для устранения статического или динамического дебаланса колеса в сборе с шиной.Грузоподъёмность - способность транспортного средства перевозить определённую массу груза.Грунтозацеп - выступ на протекторе, обеспечивающий хорошее сцепление с грунтом, а также самоочищение от него.Гусматик - шина, наполненная особой упругой массой, что уменьшает опасность проколов и повреждений. ДДТП - дорожно-транспортное происшествие.Датчик - часть измерительного прибора, преобразующая неэлектрический сигнал в электрический.Двигатель Ванкеля - роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, в котором ротор-поршень выполнен с тремя выступами; установлен свободно на эксцентрике вала и соединён с зубчатым колесом с внутренними зубьями, обкатывающимися вокург неподвижной шестерни с наружными зубьями, ось которого совпадает с осью эксцентрикового вала.Дебаланс - неуравновешенность вращающихся деталей относительно их оси вращения.Девулканизация - процесс распада трехмёрной вулканизационной сетки резины под воздействием механических нагрузок, тепла и кислорода.Декомпрессор - устройство в виде клапана, сообщающее рабочую полость цилиндра с атмосферой для облегчения проворачивания вала двигателя при его пуске.Делитель - дополнительная коробка передач, двухступенчатая, с отношением передаточных чисел около 1,2; 1,3, переключаемая на каждой передаче основной коробки передач и устанавливаемая перед ней.Демонтаж - снятие изделия или его части с места установки.Демпфер - гаситель крутильных колебаний.Демпфирование - искусственное подавление колебаний, механической, электрической или других систем.Демультипликатор - дополнительная коробка передач, обычно двухступенчатая, с отношением передаточных чисел около 2; 3 и более, устанавливаемая за основной коробкой передач.Деселерометр - прибор для измерений замедлений транспортного средства.Деталь - часть изделия, в которой нет разъёмных и неразъёмных соединений.Детонация - горение рабочей смеси в цилиндре двигателя, распространяющее со скоростью, превышающей скорость звука, и приводящее к значительным перегрузкам деталей двигателя и снижению его полезной мощности.Дефект - недостаток, повреждение, изъян.Дефлектор - щиток, изменяющий направление потока воздуха.Деформация - изменение формы или объёма твёрдого тела в результате внешнего воздействия или внутренних сил.Диагностика - отрасль знаний, исследующая техническое состояние объектов диагностирования и проявления технических состояний, разрабатывающая методы их определения, а также принципы построения и организацию использования систем диагностики.Диапазон - область измерения какой-либо величины.Дизайн - виды проектирования с целью формирования эстетических и функциональных свойств объекта, в узком смысле слова - художественное конструирование.Дилер - посредник в торговых сделках, лицо, фирма, банк, осуществляющее посредничество от своего имени и за собственный счёт.Динамометр - прибор для измерения силы или моменты силы.Дистанция - расстояние до объекта.Дифференциал - механизм трансмиссии, который, распределяя крутящий момент между двумя ведомыми валами в заданном направлении в заданном соотношении, обеспечивает им возможность вращаться с неодинаковыми угловыми скоростями.Диффузор - расширяющийся участок трубопровода, в котором происходит уменьшение скорости потока жидкости или газа.Диэлектрик - вещество, плохо проводящее электрический ток.Днище - нижняя плоская часть изделия.Дозатор - устройство для дозирования.Домкрат - переносной механизм для подъёма объекта и удержания его на небольшой высоте.Драгстер - гоночный автомобиль специальной конструкции, предназначенный для установления рекорда скорости при разгоне с места: без кузова, двигатель, установленный над задними ведущими колёсами, имеющими шины из резины с предельно высоким коэффициентом сцепления, лёгкая рама в виде фермы.Дросселирование - процесс снижения давления в потоке рабочей жидкости при её движение через местное гидравлическое сопротивление.Дроссель - устройство для регулируемого дросселирования.Дуга - ограждение в виде дуги, установленной внутри кузова над водителем и пассажирами, предохраняющее их от травм при опрокидывании автомобиля.Дюйм - единица длины в системе английских мер, равная 1/12 фута (или 25.4 мм). Е ЁЕСЗКС - единая система защиты от коррозии и старения металлов и изделий, предусмотренная в стандартизации.Ёмкость - вместимость/резервуар.ЖЖгут проводов - несколько изолированных маркированных проводов, соединённых для удобства монтажа в одну связку.Жёсткость - способность тела или конструкции сопротивляться деформированию.Жиклёр - калиброванное отверстие в детали, дозирующее расход жидкости или газа.ЗЗаглушка - деталь, плотно закрывающая какую-либо внутреннюю полость.Задир - образование в результате схватывания различимой невооруженным глазом борозды с оттеснением материала как в стороны, так и по направлению скольжения.Зажигание - процесс начала воспламенения горючих материалов, например рабочей смеси в цилиндре двигателя внутреннего сгорания.Зазор - расстояние между поверхностями сопряжённых деталей, регламентированное для правильного функционирования или возникающее в результате эксплуатации, неправильного изготовления или сборки.Занос - движение транспортного средства с боковым скольжением задних колёс, приводящее к быстрому уменьшению радиуса поворота.Затор - состояние, соответствующее падению скорости транспортного потока до нуля из-за превышения плотности потока над пропускной способностью дороги.Звёздочка - круглая деталь с равномерными выступами по наружной цилиндрической поверхности.Золотник - деталь (обычно цилиндрическая), перемещаемая поступательно для частичного или полного открытия или закрытия каналов, по которым проходит поток жидкости или газа.Зонд - датчик, устанавливаемый в одной или нескольких точках исследуемой среды.ИИзнос - изменение размеров, формы, массы или состояния поверхности вследствие разрушения поверхностного слоя изделия, в частности при трении.Износостойкость - сопротивление материалов или изделий износу, оценивающееся длительностью работы до предельного износа.Импеданс - полное сопротивление электрической цепи переменному электрическому току, складывающееся из омического, индуктивного и ёмкостного сопротивления.Ингибитор - препарат, вводимый в вещество или систему для уменьшения скорости протекания определённых химических реакций.Индекс вязкости - эмпирический, безразмерный показатель для оценки зависимости вязкости масла от температуры.Инжектор - струйный насос для сжатия газов и паров, а также для нагнетания жидкостей в резервуары.Инжениринг - предоставление на коммерческой основе инженерно-консультационных услуг по созданию объектов промышленности.Интервал - промежуток между чем-нибудь.Искра - электрический разряд, при котором после пробоя напряжение на разрядном промежутке быстро падает ниже величины погасания разряда.Испаритель - устройство, обеспечивающее интенсивный переход вещества из твёрдого или жидкого состояния в газообразное.ККПД - коэффициент полезного действия; отношение отведённой от устройства мощности к мощности, подведённой к нему.Кабриолет - кузов легкового автомобиля с мягким складывающимся тентом и опускными боковыми окнами.Калибровка - определение погрешностей одной меры или совокупности мер путём сравнения с образцовой мерой.Каретка - часть механизма, передвигаемая по направляющим, например по шлицам вала.Карт - спортивный одноместный открытый миниавтомобиль без кузова и упругой подвески, обычно с двигателем до 250 см3; предназначен для соревнований на специально оборудованной небольшой асфальтированной трассе - картинге.Картер - неподвижная часть устройства, обычно закрытого коробчатого сечения, для опоры подвижных деталей и защиты их от повреждений и загрязнений.Картер (мокрый) - картер со смазкой, находящейся в его нижней части.Картер (сухой) - картер, в котором смазка не попадает в нижнюю часть либо непрерывно удаляется из неё каким-либо устройством.Катализатор - препарат, изменяющий скорость химических реакций.Катушка зажигания - устройство системы зажигания, преобразующее постоянный ток низкого напряжения в ток высокого напряжения в момент размыкания контактов прерывателя зажигания.Кик-даун - устройство, обеспечивающее принудительное включение понижающей передачи при положении педали подачи топлива, выжатой за положение полной отдачи.Кинематическая вязкость - характеристика текучести масел при нормальной и высокой температурах.Клапан - деталь или устройство для управления расходом газа или жидкости изменением площади проходного сечения.Климат-контроль - устройство для поддержания заданной температуры воздуха в салоне автомобиля.Клиренс - дорожный просвет.Кожух - наружная оболочка механизма или агрегата для предохранения их от повреждений или загрязнений.Кокпит - открытая кабина гоночного автомобиля.Колесо - устройство в виде диска или обода со спицами, обычно применяемое для передачи вращательного движения или преобразования его в поступательное движение.Колея - расстояние между средними линиями следов колёсного или гусеничного транспорта.Колпак - декоративная крышка, защищающая ступичную часть колеса от загрязнения.Коммутатор - электронное устройство системы зажигания, автоматически замыкающее и размыкающее силовую цепь на первичную обмотку катушки зажигания.Компенсация - предотвращение обогащения горючей смеси с увеличением открытия дроссельной заслонки карбюратора.Композит - материал на металлической или неметаллической основе, полученный путём армирования упрочнителями из волокнистых, слоистых и других материалов, а также особые сплавы, отличающиеся высокой прочностью.Компоновка - взаимное расположение отдельных частей устройства и занимаемое ими место.Компрессия - процесс сжатия газа под действием приложенных к нему сил; может сопровождаться повышением давления и температуры. Компрессор - насос, обычно поршневой, нагнетающий воздух под давлением.Конвекция - перенос теплоты в жидкостях, газах или сыпучих материалах потоками этих веществ.Конденсатор - устройство, которое применяется в качестве сосредоточенной электрической ёмкости (например, с целью уменьшения искрения между контактами прерывателя).Конденсация - переход вещества из газообразного в жидкое или твёрдое состояние. Кондиционер - устройство для подготовки воздуха по определённым параметрам (влажность, чистота, температура, состав) и поддержания его в заданных параметрах. Консервация - технические меры защиты чего-либо от разрушения при длительном воздействии окружающей среды, например, металла от коррозии, древесины от гниения.Консоль - выступающая за опору часть машины, механизма, детали.Контроллёр - многопозиционный переключающий электрический аппарата низкого напряжения.Корд - кручёная прочная нить, используемая при изготовлении покрышек автомобильных шин.Коромысло - качающийся на оси двуплечий рычаг, передающий толкающие усилие от штанги на клапан двигателя.Корректор - устройство, предназначенное для регулирования цикловой подачи топлива в двигатель.Коррозия - разрушение материалов (металлов) под воздействием внешней среды.Крен - продольный или боковой наклон транспортного средства.Крестовина - деталь, закреплённая в корпусе дифференциала, на четырёх шипах которой свободно установлены сателлиты.Кривошип - вращающееся звено шарнирного или рычажного механизма с коренной и шатунной шейками.Кронштейн - опорная деталь для закрепления (обычно на вертикальной плоскости) узлов и агрегатов.Крыло - часть оперения автомобиля, которая закрывает колесо.Кузов - часть автомобиля, предназначенная обычно для размещения водителя, пассажиров, грузов или специального оборудования.Кумулобус - городской автобус, в котором для разгона используется газовый аккумулятор, заряжаемый в процессе торможения.Курс - направление движения транспортного средства, оцениваемое вектором скорости.Кювет - придорожная канава.ЛЛебёдка - грузоподъёмная машина (или механизм), состоящая из вращаемого двигателем через редуктор барабана, на который наматывается трос (обычно с помощью тросоукладчика).Ленивец - направляющее колесо гусеницы.Лигроин - топливо для двигателей, состоящее из смеси углеводородов, выделенных из нефти и имеющее температуру кипения 120 - 240 С.Лонжерон - продольная балка.Люк - отверстие, герметично закрываемое крышкой.Люфт - суммарный зазор между сопряжёнными несколькими последовательно расположенными деталями. ММагнето - устройство, служащее источником высокого напряжения для зажигания рабочей смеси в цилиндрах двигателя при его пуске; состоит из источника тока - генератора, трансформатора и прерывателя с распределителем.Манёвр - изменение положения в транспортном потоке или направления движения транспортного средства.Манжета - промежуточная упругая деталь, устанавливаемая между подвижной и неподвижной деталями для уплотнения подвижного контакта.Манометр - прибор для измерения давления жидкостей или газов.Маслёнка - устройство для подачи технического масла к поверхностям трения сопряжённых деталей.Масло - продукт переработки нефти или различные синтетические жидкости, применяемые для смазки трущихся частей механизмов.Маслоотражатель - устройство, препятствующее вытеканию смазочного масла в месте выхода вала из картера за счёт центробежной силы, отбрасывающей масло обратно в картер.Маслоохладитель - устройство для охлаждения масла.Маслоприёмник - устройство в начале всасывающего трубопровода насоса, обычно имеющее значительно увеличенное проходное сечение с сетчатым фильтром.Маслопровод - трубопровод для подачи смазочного масла.Масса неподрессоренная - масса частей автомобиля, весовая нагрузка от которых не передаётся на упругие элементы подвески.Масса полная - сумма собственной массы и массы груза и пассажиров.Масса снаряжённая - собственная масса транспортного средства.Масса сухая - масса транспортного средства без груза, пассажиров и снаряжения.Мастика - пластичная смесь, наносимая на элементы кузова с целью уменьшения шума в кузове автомобиля.Маховик - массивный диск или кольцо с массивным ободом; используется в качестве инерционного аккумулятора механической энергии, в частности для уменьшения неравномерности вращения валов.Мембрана - тонкая гибкая пластина, прогиб которой превышает её толщину в 5 раз и более; применяется обычно для преобразований электрических и механических колебаний в звуковые и наоборот.Металлизация - нанесение металлических покрытий на изделия и полуфабрикаты.Металлокорд - корд из стальной проволоки с покрытием, применяемый в качестве армирующего материала резиновых изделий.Метан - природный газ, соединение углерода с водородом, используемый в сжатом состоянии как топливо для двигателей внутреннего сгорания.Микропрофиль - неровности дороги длиной от 10 см. до 100 м.Модификация - внесение изменений в базовую модель, повышающих её соответствие специализированному назначению (например, увеличение или уменьшение базы автомобиля).Молдинг - декоративная накладка, используемая, в частности, для маскировки сварных швов кузова автомобиля.Моноблок аккумуляторной батареи - корпус, разделённый перегородками по числу аккумуляторов, размещаемых в нём.Мотор-генератор - агрегат для преобразования одного вида электрического тока в другой; состоит обычно из электродвигателя переменного тока и генератора постоянного тока, валы которых соединены муфтой.Мотор-колесо - колесо транспортного средства со встроенным гидро- или электродвигателем, трансмиссией и тормозными механизмами, которое служит для приведения в движение транспортного средства.Мощность - физическая величина, равная отношению произведённой работы или произошедшего изменения энергии к промежутку, в течение которого была произведена работа или происходило изменение энергии.Мощность удельная - отношение максимальной мощности двигателя к полной массе транспортного средства.ННагнетатель - устройство, которое служит для подачи воздуха или горючей смеси в двигатель под избыточным давлением.Нагнетатель приводной - нагнетатель, который приводится в действие от вала двигателя внутреннего сгорания.Наддув - подача в двигатель внутреннего сгорания воздуха или горючей смеси под избыточным давлением.Надрамник - балочная конструкция, связанная с рамой и служащая для усиления рамы и крепления агрегатов.Наезд - ДТП, при котором транспортное средство наезжает на подвижные или неподвижные объекты или ударяется о них.Насос-форсунка - одноплунжерный топливный насос, объединённый с форсункой для впрыскивания топлива в камеру сгорания или во впускной коллектор.Натяжитель - устройство, с помощью которого устраняется чрезмерное провисание цепи транспортного средства.Нейтрализатор - устройство, используемое для нейтрализации отработавших газов двигателя автомобиля.Нейтрализация - процесс обезвреживания вредных отходов производства.Нетто - масса товара или груза без товарной упаковки.Нефтепродукты - смеси углеводородов, получаемые из нефти и нефтяных газов, например бензин, керосин.Ниппель - деталь в виде короткой трубки, обеспечивающая уплотнение при соединении труб.ООбвязка - элемент каркаса, расположенный продольно по боковине кузова автомобиляОбдув - устройство для подачи воздуха на внутреннюю поверхность стёкол кузова и дверей транспортного средства.Обзорность - свойство транспортного средства, определяемое видимым водителю с рабочего места пространством за пределами транспортного средства.Обкатка - начальный период эксплуатации транспортного средства со щадящими условиями работы для приработки трущихся поверхностей деталей.Оборудование - необходимые технические средства для выполнения определённого вида работ.Обтекатель - дополнительное устройство на транспортном средстве для уменьшения его лобового сопротивления.Одометр - прибор для определения пройденного пути, счётчик числа оборотов колеса.Октан-корректор - устройство, которое позволяет устанавливать прерыватель-распределитель в различные положения, изменяя тем самым угол опережения зажигания.Оперение - части кузова (капот, крылья и т.п.), которые закрывают снаружи узлы автомобиля, расположенные вне кузова и кабины.Опора - часть конструкции, воспринимающая нагрузку от одних элементов и передающая её на другие элементы.Остекление - система подвижных и неподвижных стёкол в окнах и дверях кузова автомобиля.Ось - вращающаяся или невращающаяся деталь в виде стержня, не передающая крутящий момент.Откос - боковая наклонная поверхность насыпи автомобильной дороги.Отопитель - устройство, нагревающее воздух и подающее его в кузов и к стёклам кузова автомобиля.Отражатель фары - элемент фары транспортного средства параболической или сферической формы с зеркальной поверхностью; служит для создания сильного и узкого пучка лучей света.Отсек моторный - изолированное от салона кузова и закрытое капотом пространство, в котором размещён двигатель автомобиля.Охладитель - устройство для охлаждения проходящего потока жидкости или газа. Охлаждение - снижение температуры до определённого уровня.ППалец - цилиндрический стержень.Пандус - наклонная поверхность для въезда транспортного средства.Педаль - орган управления или конечное звено привода в виде рычага, приводимого в движение ногой.Передок - передняя часть автомобиля, включая панели, каркас, крылья передних колёс.Переставка - вид испытания транспортного средства на траекторную управляемость, заключающийся в смене полосы движения, с оценкой по наибольшей скорости движения на входе, позволяющей совершить этот манёвр без выхода из ограниченной зоны движения.Плафон - светильник, расположенный в кабине или кузове автомобиля с самостоятельным выключателем, в том числе автоматически включающийся при открывании двери.Плечо - расстояние между двумя характерными точками.Плотность - отношение массы тела к его объему.Плунжер - поршень, длина которого значительно больше диаметра; обычно приводится в движение непосредственно от эксцентрика, кривошипа, наклонной шайбы.Поворачиваемость - свойство автомобиля, характеризующее его способность изменять кривизну траектории (радиус поворота) при изменении скорости движения.Поворачиваемость избыточная - поворачиваемость автомобиля, у которого с увеличением скорости при постоянном угле поворота руля радиус поворота уменьшается.Поворачиваемость недостаточная - поворачиваемость автомобиля, у которого с увеличением скорости при постоянном угле поворота руля радиус поворота увеличивается.Поворачиваемость нейтральная - поворачиваемость автомобиля, у которого с увеличением скорости при постоянном угле поворота руля радиус поворота не изменяется.Повторитель - добавочный светильник на боковине кузова транспортного средства, дублирующий работу переднего и заднего указателей поворота.Подвеска - совокупность устройств транспортного средства, обеспечивающих упругую связь между подрессоренной и неподрессоренной массами.Подголовник - часть сиденья, являющаяся предохранительным упором для затылочной части головы водителя или пассажира легкового автомобиля.Поддон картера - ёмкость, которая крепится к нижней части картера агрегата и служит для размещения масла, используемого для смазки деталей этого агрегата.Подлокотник - неподвижная или откидная часть сиденья, которая служит опорой руки сидящего пассажира транспортного средства.Подножка - часть оперения, обеспечивающая вход в кабину грузового автомобиля или в салон пассажирского автомобиля.Подогреватель - устройство для прогрева двигателя перед пуском при низких температурах.Подрессорник - дополнительная рессора.Подфарник - малогабаритный светильник, служащий обычно в тёмное время суток для указания габаритов автомобиля.Подшипник - часть опоры вала (или оси), воспринимающая нагрузки от вала и обеспечивающая его вращение.Покрышка - упругая оболочка, образующая шину вместе с камерой и ободной лентой или герметизирующим слоем на внутренней поверхности.Ползун - деталь кривошипно-шатунного механизма, совершающая возвратно-поступательное движение по неподвижным направляющим.Полуось - вал, который расположен в балке ведущего моста и передаёт крутящий момент к ступице колеса транспортного средства.Полуприцеп - прицеп, часть полной массы которого передаётся на автомобиль-тягач через седельно-сцепное устройство.Поршень - подвижная деталь, плотно перекрывающая цилиндр в поперечном сечении и перемещающаяся вдоль его оси.Предохранитель плавкий - устройство, размыкающее электрическую цепь за счёт плавления установленного в нём проводника.Прерыватель - устройство, периодически замыкающее электрическую цепь.Прерыватель-распределитель - прибор, в котором объединены прерыватель зажигания, распределитель зажигания, регуляторы опережения зажигания и октан-корректор двигателя внутреннего сгорания.Пресс-маслёнка - маслёнка с обратным клапаном для нагнетания с помощью шприца густой смазки на трущиеся поверхности деталей.Привод - устройство, состоящее в общем случае из двигателя, передающих механизмов и системы управления для приведения в движение машин и механизмов.Прикуриватель - электроприбор с открытой накаливаемой спиралью, служащий для прикуривания.Приработка - снятие микронеровностей для обеспечения более плотного прилегания друг к другу трущихся поверхностей деталей.Присадка - препарат, добавляемый в небольших количествах к топливу, смазочным и другим материалам для улучшения их эксплуатационных свойств.Пробег - расстояние, проходимое транспортным средством за определённый период времени или до определённого события.Провод - проводник электрического тока, состоящий из одной или нескольких проволок; часто используется с наружной изоляцией.Прогрев двигателя - работа холодного двигателя при небольшой частоте вращения с прикрытой воздушной заслонкой и нейтралью в коробке передач до достижения им необходимой температуры.Прожектор - электрическая лампа, снабжённая сферическим зеркалом для отбрасывания узкого пучка сильного света.Прожектор-искатель - фара с остронаправленным пучком лучей, поворачивающаяся принудительно на кронштейне, установленном на транспортном средстве.Прокладка - деталь для герметизации или регулировки положения разъёмных частей машин и приборов.Промилле - тысячная доля, применяемая, например, для малых уклонов; обозначается знаком %.Просвет дорожный - расстояние между поверхностью дороги и низшей точкой транспортного средства без учёта шин и грязеотражателей.Протектор - наружная поверхность шины, контактирующая с поверхностью дороги.Проушина амортизатора - верхняя или нижняя часть корпуса амортизатора с отверстием определённой конфигурации для его крепленияПружина - деталь, служащая для временного накопления механической энергии за счёт упругой деформации под влиянием нагрузки.Пускач - пусковой двигатель.Пылеуловитель - устройство для пылеулавливания.РРАФ - Российская автомобильная Федерация.Радиатор - теплообменник, обдуваемый воздухом; применяется для снижения температуры проходящей через него охлаждающей жидкости.Развал - положение управляемых колёс автомобиля с наклоном относительно вертикальной плоскости, когда расстояние между внутренними верхними краями шин больше, чем между нижними их краями.Ракушка - гараж-укрытие для хранения легковых автомобилей в виде двух секций, одну из которых можно, поворачивая, надвинуть на вторую секцию, обеспечив въезд-выезд автомобиля.Рама - несущая система, элементы которой прочно связаны между собой и служат для размещения узлов и агрегатов транспортного средства.Распределитель - устройство системы управления, предназначенное для изменения направления движения носителя энергии: рабочей жидкости, газа, электрического тока.Рассеиватель фары - элемент фары транспортного средства в виде рифлёного стекла, рассеивающего пучок света от отражателя и защищающего фару от грязи.Расходомер - прибор для измерения расхода жидкости, пара, газа.Реактор гидротрансформатора - лопастное колесо гидротрансформатора, воспринимающее реактивный момент.Реверс - движение в обратном направлении.Регенератор - теплообменник, в котором передача теплоты осуществляется путём поочерёдного соприкосновения горячего и холодного теплоносителя с одними и теми же поверхностями этого устройства. Регулятор - устройство для поддержания в заданных пределах какого-либо параметра машины или процесса.Редуктор - передача для уменьшения частоты вращения и соответственно увеличения крутящего момента.Резервуар - открытая или закрытая ёмкость для жидкостей или газов.Резистор - электротехническое устройство, обеспечивающее заданное активное сопротивление электрической цепи.Резонатор - колебательная система, способная совершать колебания с максимальной амплитудой при воздействии внешней силы определённой частоты.Резонатор Гельмгольца - акустический резонатор.Резонатор акустический - резонатор в виде сосуда, сообщающегося с внешней средой через небольшое отверстие или трубку; используется для анализа частот сложных звуков, а также в качестве резонансного звукопоглотителя.Рекуперация - обратное получение расходуемых веществ или энергии; у автомобилей энергия торможения с помощью рекуперации направляется в аккумулятор для последующего использования во время разгона.Реле - автоматическое устройство, предназначенное для осуществления скачкообразных изменений состояния электрической цепи системы электрооборудования транспортного средства.Ремень - длинная полоса плотного материала, кожи, употребляемая для передачи движения.Реостат - устройство для регулирования тока и напряжения в электрической цепи путём изменения её сопротивления.Рессора - металлический упругий элемент подвески транспортного средства, состоящий из одного или нескольких длинных листов, работающих на изгиб; частично выполняет функции направляющего и гасящего элементов.Рефлектор - металлическое или стеклянное вогнутое зеркало для отражения электромагнитных излучений, например света.Ржавчина - смесь частично соединённых с водой оксидов железа, образующихся на поверхности под воздействием окружающей среды.Ротор - вращающаяся часть механизма или машины, обычно расположенная внутри неподвижного корпуса (статора).Рубашка - внешняя оболочка устройства, образующая полости, в которые подаётся теплоноситель для нагревания или охлаждения устройства.Рукав - гибкая труба для подачи жидких или сыпучих веществ или газов.Руль - деталь, через которую водитель воздействует на рулевое управление транспортного средства.Рупор - труба плавно увеличивающегося по длине сечения для усиления и формирования звука.Рыскание - угловые перемещения автомобиля относительно вертикальной оси.ССайлентблок - резинометаллический элемент.Сальник - уплотнитель с мягкой или жёсткой набивкой, герметизирующий зазор между подвижной и неподвижной деталями.Сапун - клапан для снижения давления внутри картера путём удаления из него газов.Сателлит - зубчатое колесо планетарного механизма, имеющее подвижную ось вращения.Свес - часть транспортного средства, выступающая за пределы его колёсной базы.Световозвращатель - геометрическое оптическое устройство без собственного источника светового излучения, светящееся за счёт падающего на него света от постороннего источника; служит для обозначения габаритов транспортного средства или очертаний дороги в тёмное время суток.Светофор - устройство, используемое для регулирования дорожного движения попеременно включаемыми световыми сигналами зелёного, жёлтого и красного цвета.Свеча зажигания - устройство, воспламеняющее рабочую смесь при помощи создаваемой им электрической искры.Сепаратор - деталь подшипника, шарнира и т.п., разделяющая между собой тела качения - шарики, ролики.Сервомотор - электродвигатель, приводящий в движение регулятор или переключатель.Серпантин - извилистая горная дорога с крутыми поворотами.Сигнализация - преобразование информации о ходе контролируемого процесса или состояния объекта наблюдения в сигнал.Синхронизатор - устройство в коробке передач для безударного включения передачи путём предварительного выравнивания угловых скоростей с помощью поверхностей трения соединяемых деталей; при этом блокирующее устройство не позволяет зубьям зубчатых муфт войти в соприкосновение до тех пор, пока угловые скорости соединяемых деталей не станут равными. Сирена автомобильная - специальный звуковой сигнал повышенной громкости, дающий оборудованному им автомобилю преимущественное право проезда.Смазка - вещество, используемое для смазки узлов трения и защиты от коррозии.Смазочные материалы - вязкие, жирные жидкости или пасты, предназначенные для снижения трения и износа трущихся поверхностей.Солидол - кальциевая смазка.Сорбция - поглощение вещества жидкими или твёрдыми телами.Сошка руля - рычаг, закреплённый на ведовом валу рулевого механизма и передающий движение от ведомого вала рулевого механизма к управляемым колёсам через рулевую тягу.Спидометр - прибор, который указывает скорость движения транспортного средства, а также пройденное расстояние.Спойлер - дополнительная деталь на кузове автомобиля, снижающая его аэродинамическое сопротивление.Стабилизатор поперечной устойчивости - устройство в подвеске, обеспечивающее за счёт своего внутреннего сопротивления уменьшения крена кузова и повышение устойчивости автомобиля под воздействием боковых сил.Стартёр - устройство, служащее для прокручивания вала двигателя внутреннего сгорания с целью пуска двигателя.Стартёр-генератор - устройство, одновременно выполняющее функции стартёра и генератора.Статор - неподвижная часть электрической машины.Стеклообогреватель - нагревательное устройство, которое служит для обогрева стёкол транспортного средства.Стеклоомыватель - устройство для подачи струи моющей жидкости на стекло кузова или фары автомобиля.Стеклоочиститель - устройство в виде щёток, укреплённых в зажимах и очищающих стёкла кузова или фары автомобиля от снега, воды, грязи.Стеклоподъёмник - устройство с самозатормаживанием для подъёма и опускания боковых стёкол кузова и/или кабины автомобиля.Стойка - элемент несущей конструкции, расположенный вертикально.Стоп-сигнал - сигнал торможения.Стрингер - элемент каркаса, расположенный продольно по крыше кузова транспортного средства.Стробоскоп - прибор для наблюдения быстрых периодических движений, действие которого основано на стробоскопическом эффекте.Ступица - центральная, обычно утолщённая, часть колеса с отверстием для его посадки на ось или вал.Суппорт - неподвижная часть дискового тормозного механизма с размещённым в ней рабочими цилиндрами колёс и тормозными колодками.Сухарь - деталь, имеющая незамкнутые цилиндрические поверхности.Схождение - разность расстояний между внутренними краями задней и передней частей шин управляемых колёс автомобиля в горизонтальной плоскости. Сцепка - устройство для соединения буксирующего и буксируемого транспортных средств, управляемых водителями.Сцепление - устройство для кратковременного разъединения вала двигателя и трансмиссии транспортного средства и плавного их соединения.Съёмник пружины - скобообразное приспособление для сжатия и освобождения пружины клапан двигателя внутреннего сгорания.ТТС - транспортное средство.Такелаж - тросы, стропы, цепи, применяемые совместно с грузоподъёмными устройствами для подъёма тяжёлых грузов.Таль - подвижной блок для подъёма и передвижения грузов.Тахометр - прибор для измерения частоты вращения деталей машин и механизмов, например вала двигателя внутреннего сгорания.Теплообменник - устройство, обеспечивающее теплопередачу.Теплопередача - теплообмен между теплоносителями, разделёнными стенкой или поверхностью контакта фаз.Термоизоляция - применение покрытий или перегородок для уменьшения тепловых потерь.Термопара - датчик температуры, действие которого основано на возникновении термоэлектродвижущей силы.Терморегулятор - прибор, позволяющий устанавливать и поддерживать в системе охлаждения или в помещении определённую температуру.Термостат - клапан для автоматического регулирования температуры в жидкостной системе охлаждения.Тестер - универсальный электроизмерительный прибор.Тиристор - полупроводниковый прибор на монокристалле с 4-слойной структурой; обладает свойствами управляемого электрического вентиля.Токсичность - способность некоторых веществ оказывать вредное воздействие на организм человека. Толкатель клапана - устройство для передачи осевого усилия от кулачка распределительного вала на клапан или штангу двигателя внутреннего сгорания.Топливо - горючие материалы, которые сжигаются с целью использования выделяющейся при этом теплоты.Топливопровод - система трубок, по которым подаётся топливо к форсункам или карбюратору.Торец - концевая, обычно плоская часть удлинённой детали.Торможение - создание искусственного сопротивления движению транспортного средства с помощью тормозных механизмов, в результате чего уменьшается скорость его движения или обеспечивается его удержание в неподвижном состоянии.Торпедо - приборная доска и перегородка, отделяющая салон автомобиля от двигателя.Торсион - металлический упругий элемент подвески транспортного средства в виде вала, одним концом закреплённого на раме или кузове, работающий на кручение.Траверса - деталь в виде поперечной балки с опорами по концам или в середине.Траектория - линия, обозначающая путь движения транспортного средства.Трансмиссия - соединение механизмов и агрегатов (сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей), служащих для передачи крутящего момента от двигателя к движителю транспортного средства.Триплекс - безопасное стекло, состоящее из двух тонких полированных стёкол со связующей прозрачной плёнкой между ними, не дающей возможности осколкам стекла разлетаться после удара.Трос - гибкий прочный канат, сплетённый из стальных проволок или прядей.Трубопровод - система каналов в виде труб или шлангов, осуществляющая подачу жидкости или газа в узлы или агрегаты.Турбина - лопастное колесо, преобразующее энергию обтекающих её лопасти газов или жидкости в энергию вращения вала, на котором она установлена.Турбокомпрессор - нагнетатель, который приводится в действие за счёт энергии отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, вращающих лопастное колесо турбины нагнетателя. Тюнинг - доработка серийного автомобиля.УУвод боковой - отклонение вектора скорости колеса от его продольной плоскости симметрии при качении без бокового скольжения при действии боковых сил.Угол въезда - угол между плоскостью, касательной к передним колёсам и к нижней передней части транспортного средства, и плоскостью дороги; параметр геометрической проходимости.Угол рампы - угол между продольной плоскостью симметрии колеса и вертикальной плоскостью, параллельной продольной оси автомобиля.Угол съезда - угол между плоскостью, касательной к задним колёсам и к нижней задней части транспортного средства, и плоскостью дороги; параметр геометрической проходимости.Угон - кража транспортного средства.Унификация - приведение к единой норме, форме.Уплотнение - устройство, предотвращающее утечку жидкостей или газов, а также проникновение загрязнений через зазоры между деталями.Уплотнитель двери - упругий профилированный шнур, установленный между дверью и её проёмом и герметизирующий кузов транспортного средства от проникновения в него пыли и влаги.Упор - деталь, ограничивающая перемещение.Упор противооткатный - приспособление, устанавливаемое под колёса автомобиля с целью удержания его на уклоне.Управляемость - эксплуатационное свойство транспортного средства, определяющее его способность изменять направление движения в соответствии с воздействием водителя на рулевое управление.Усилитель - устройство, которое облегчает управление механизмами за счёт использования добавочной энергии, получаемой из постороннего источника; состоит из источника энергии, распределительного устройства и исполнительного механизма.Успокоитель - механизм, служащий для обеспечения затухания колебаний, возникающих при вращении цепной передачи привода распределительного вала двигателя внутреннего сгорания.Утилизация - использование отходов производства с пользой, например изношенных шин, отработанного масла и т.д.Ушко рессоры - отдельно закреплённая или сформированная из листа петля для крепления рессоры через кронштейн к раме транспортного средства.ФФаза - определённый момент в развитии какого-либо явления.Фаза газораспределения - фаза, определяемая углом поворота вала двигателя от начала до конца впуска горючей смеси или воздуха и выпуска отработавших газов.Фазометр - прибор для измерения разности фаз двух электрических колебаний.Фара - встроенный в оперение или установленный на кронштейне транспортного средства электрический светильник для освещения дороги перед ним.Фара-прожектор - поворачивающаяся фара транспортного средства с большим фокусным расстоянием, дающая сильный узкий пучок лучей.Фароочиститель - устройство для очистки фар транспортного средства от грязи, дождя и снега.Фартук - гибкий щиток, расположенный за колесом и предохраняющий от брызг из-под колёс.Фиксатор - устройство для удержания перемещаемой части механизма или машины в заданном положении.Фильтр - устройство для очистки жидкостей или газов от ненужных и вредных примесей.Финиметр - манометр со шкалой, показывающей давление и количество газа в баллоне.Фланец - соединительная часть труб, валов, втулок в виде плоского кольца или диска с отверстиями для болтов или шпилек.Флотация - погружение транспортного средства в грунт при его движении по бездорожью, определяющее в значительной степени его подвижность.Фонарь - осветительный прибор с защищённым источником света.Форсирование - значительное увеличение мощности серийного двигателя путём увеличения степени сжатия, максимальной угловой скорости и т.п.Форсунка - устройство для распыления жидкости.Фракции - части, выделяемые из смеси жидкостей в определённом диапазоне температур кипения при перегонке.Фрикцион - многодисковое фрикционное сцепление.Фура - большегрузный автомобиль с прицепом-фургоном или полуприцепом фургоном для междугородных и международных перевозок.ХХХ - холостой ход.Хайринг - среднесрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств.Хладагент - рабочее вещество холодильной машины, которое пи расширении отнимает теплоту от охлаждаемого объекта, а при сжатии передаёт её окружающей среде.Ходимость шины - пробег шины транспортного средства в километрах без ремонта при соблюдении соответствующих условий эксплуатации.Хомут - приспособление, охватывающее объект и используемое для его закрепления.Храповик - устройство, обычно в виде зубчатого механизма, допускающее передачу вращения только в одном направлении.Хроноскоп - прибор для измерения очень малых промежутков времени, например до одной тысячной доли секунды.ЦЦНИАП - Центральный научно-исследовательский автомобильный полигон России.Цапфа - опорная часть оси или вала.Цепь - гибкое устройство, которое состоит из связанных между собой шарнирами отдельных звеньев.Циклон - установка или устройство для очистки воздуха или газа от пыли под воздействием сил инерции и центробежных сил.Цилиндр - устройство, состоящее из цилиндра и поршня со штоком.ЧЧастотомер - прибор для измерения частоты периодических процессов. Чашка - деталь с внутренней сферообразной поверхностью.Червяк - ведущее звено червячной передачи в виде винта с трапецеидальной резьбой.Чехол - предохранительная оболочка.Чулок моста - часть картера моста автомобиля, расположенная внутри рукава картера и имеющая внутреннюю полость для размещения полуоси.ШШРУС - шарнир равных угловых скоростей.Шайба - подкладка под гайку или головку болта в виде плоского кольца, защищающая поверхность детали при затягивании гайки и увеличивающая опорную поверхность.Шарнир - подвижное соединение деталей, допускающее вращение только вокруг общей оси или точки.Шасси - часть транспортного средства, включающая трансмиссию, ходовую часть и системы управления.Шатун - подвижная деталь кривошипно-шатунного механизма, передающая усилие от поршня к коленчатому валу двигателя внутреннего сгорания, преобразуя поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.Шейка - цапфа, расположенная в средней части вала.Шестерня - зубчатое колесо зубчатой передачи с меньшим числом зубьев, а при равенстве числа зубьев - ведущее зубчатое колесо.Шина - упругая оболочка, которая устанавливается на обод колеса и взаимодействует с дорогой, частично смягчая удары и поглощая толчки от дорожных неровностей.Шип противоскольжения - шип в виде профилированного твёрдого стержня, вмонтированного в протектор и выступающего над его поверхностью.Шкворень - деталь, используемая как ось поворотного устройства.Шкив - колесо с широким ободом, охватываемое ремнём или канатом.Шоссе - дорога с усовершенствованным твёрдым покрытием: асфальтированная, брусчатая и т.п.Шпилька - крепёжная деталь в виде стержня с резьбой на обоих концах, которая ввёртывается одним резьбовым концом в деталь, а другим концом проходит через гладкое отверстие присоединяемой детали; на этот конец навинчивается гайка.Шплинт - проволочный стержень, согнутый пополам и вставленный в отверстие соединяемых деталей с последующим разведением его концов для закрепления от выпадения из отверстия.Штанга - жёсткий металлический стержень.Штифт - цилиндрический или конический стержень для соединения двух деталей или для закрепления деталей при сборке.Шток - стержень, жёстко соединённый с поршнем цилиндра и перемещающийся вдоль оси цилиндра.Штраф - административное или судебное наказание в виде денежного взыскания в соответствии с законом.Шум - беспорядочные акустические колебания различной физической природы, являющиеся помехой приёму сигналов.Шумопогашение - процесс уменьшения шума работающей машины с помощью специальных устройств.ЩЩётка - приспособление для очистки поверхности от пыли, грязи, влаги; обычно с жёсткой щетиной.Щит - защитное ограждение.Щит моторный - щит в виде перегородки, отделяющей моторный отсек от салона кузова автомобиля.Щиток - щит малых размеров.Щиток приборов - монтируемый на панели приборов щиток, на котором размещены контрольно-измерительные приборы.ЭЭБУ - электронный блок управления.Эбонит - жёсткий продукт длительной вулканизации ненасыщенных каучуков с большим содержанием серы.Эвакуатор - специальный автомобиль, оборудованный подъёмным механизмом, предназначенный для погрузки и транспортировки или удаления легкового автомобиля, оставленного в неположенном месте.Экономайзер - устройство, обеспечивающее экономию топлива.Эксцентрик - диск на валу, центр которого не совпадает с осью вала; применяется для преобразования вращательного движения в поступательное.Эластик - сплошная резиновая шина с воздушными полостями, облегчающими её.Электрокар - колёсное транспортное средство, приводимое в движение электродвигателем от аккумуляторной батареи.Электролит - жидкое или твёрдое вещество, в котором в значительной концентрации присутствуют ионы, обуславливающие прохождение через него электрического тока.Электрооборудование - комплекс источников электрической энергии, её потребителей и электропроводки.Эрозия - процесс разрушения поверхности объекта длительным механическим воздействием внешней среды.Эстакада - помост на столбах для движения или погрузки-разгрузки транспортных средств.ЮЮз - поступательное движение - скольжение по дороге невращающегося колеса.Юстировка - проверка и наладка приборов и механизмов, заключающаяся в установлении правильного взаимодействия и расположения деталей и узлов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
krig Опубликовано 28 июня, 2011 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2011 пасности, и новичку очень непросто разобраться во всех этих ABS, ESP, 4WD и т.п. На этой странице дается расшифровка принятых сокращений в названиях этих систем а также их краткая характеристика.ABS (Antiblockier System) - По русски - АБС. Антиблокировочная система тормозов. Предотвращает блокировку колес при торможении автомобиля, что сохраняет его курсовую устойчивость и управляемость. Сейчас применяется на большинстве современных авто. Hаличие ABS позволяет нетренированному водителю не допускать блокировки колес (подробнее можно прочитать здесь).ACC (Active Cornering Control) - Иногда ACE, BCS, CATS. Автоматическая система стабилизации поперечного положения кузова в поворотах, а в некоторых случаях и изменяемого хода подвесок, главную роль в которой играют активные элементы подвески.ADR (Automatic Distance Regulation) - система по поддержанию безопасного расстояния до впереди идущего автомобиля. В основе системы лежит радар, установленный в передней части автомобиля. Он постоянно анализирует расстояние до впереди идущего автомобиля. Как только этот показатель становится ниже установленного водителем порога, система ADR автоматически даст команду на снижение скорости, до тех пор, пока расстояние до впереди идущего автомобиля не достигнет безопасного уровня.AGS (Adaptive Getriebe-Steuerung) - Самонастраивающаяся система автоматической коробки передач. "Индивидуальная" коробка передач. AGS в процессе движения выбирает самую подходящую для водителя передачу. Для распознавания стиля вождения постоянно оценивается работа педалью акселератора. "Ловятся" грань пробуксовки и момент привода, после чего передачи начинают работать по одной из заданных системой программ: "нормальная", "зимняя" и "горная/трогание с места". Кроме того, система AGS предотвращает излишние переключения, например, в пробках, на поворотах или спусках.ASC (Anti-Slip Control) - Антипробуксовочная система или, как иногда ее называют, "трэкшн-контроль" (tracktion-control). Она же ASR (в автомобилях германского производства), а также DTS (Dynamic Traction Control), ETC, TCS (Traction Control System), STC, TRACS, ASC+T (Automatic Stability Control + Traction). Назначение системы - предотвратить срыв колес в скольжение, а также снизить силу динамических нагрузок на элементы трансмиссии на неоднородном дорожном покрытии. Ведущие колеса сначала подтормаживаются, затем, если этого недостаточно, уменьшается подача топливной смеси в двигатель и, следовательно, поступающая на колеса мощность.A/T (Automatic Transmission) - АККП, автоматическая коробка переключения передач.ATC (Automatic Traction Control) - Автоматическое управление тягой BA (Brake Assist) - Иногда BAS, PA или PABS. Электронная система управления давлением в гидравлической системе тормозов, которая в случае необходимости экстренного торможения и недостаточного при этом усилия на педали тормоза самостоятельно повышает давление в тормозной магистрали, делая это во много раз быстрее, чем на то способен человек. СBC (Cornering Brake Control) - система, которая подтормаживает колеса в поворотах. CTI (Central Tire Inflation System) - система централизованной подкачки шин DBC (Dynamic Brake Control) - Система динамического контроля за торможением. В экстремальных случаях большинство водителей не в состоянии выполнить экстренное торможение. Cила, с которой автолюбитель давит на педаль, недостаточна для эффективного торможения. Последующее нарастание усилия увеличивает тормозную мощность лишь незначительно. DBC дополняет систему динамического контроля устойчивости (DSC), в результате ее срабатывания процесс нарастания давления в приводе тормозов ускоряется, чем обеспечивается минимальный тормозной путь. Работа системы основывается на обработке информации о скорости нарастания давления и усилии на педали тормоза.DSC (Dynamic Stability Control) - система динамического контроля устойчивости DME (Digital Motor Electronics) - Цифровая электронная система управления работой двигателя. Осуществляет контроль за "правильным" зажиганием и впрыском топлива и другими дополнительными функциями, такими, как регулировка состава рабочей смеси. Система DME обеспечивает оптимальную мощность при минимальной токсичности выхлопных газов и расходе топлива. DOT (Department Of Transportation) - Министерство транспорта США, ответственное за нормативы безопасности шин. Маркировка, наносимая на шину, показывает, что данная покрышка соответствует требованиям Министерства и разрешена к использованию в США.Driveline - ведущий привод. AWD (All Wheel Drive) - все колёса ведущие;FWD (Front Wheel Drive) - передние ведущие колёса;RWD (Rear Wheel Drive) - задние ведущие колёса;4WD-OD (Four Wheel Drive - On Demand) - четыре колеса ведущие (не постоянно включенный полный привод);4WD-FT (Four Wheel Drive - Full Time) - четыре колеса ведущие (постоянно включенный полный привод).ECT (Electronically Controlled Transmission) - Электронная система управления переключениями передач в автоматических КПП последнего поколения. Учитывает скорость автомобиля, положение дроссельной заслонки и температуру двигателя. Обеспечивает мягкое переключение передач, значительно увеличивает ресурс двигателя и трансмиссии. Позволяет установить несколько алгоритмов переключения передач, например, "зимний", "экономичный" и "спортивный".EBD (Electronic Brake Distribution) - В немецком варианте - EBV (Elektronishe Bremskraftverteilung). Электронная система распределения тормозных сил. Обеспечивает наиболее оптимальное тормозное усилие на осях, изменяя его в зависимости от конкретных дорожных условий (скорость, характер покрытия, загрузка автомобиля и т.п.). Главным образом, для предотвращения блокировки колес задней оси. Эффект особенно заметен на автомобилях с задним приводом. Основное назначение данного узла - распределение тормозных сил в момент начала торможения автомобиля, когда, согласно законам физики, под действием сил инерции происходит частичное перераспределение нагрузки между колесами передней и задней оси. Принцип действия Основная нагрузка при торможении с движения передним ходом ложится на колеса передней оси, на которых может быть реализован больший тормозной момент, в то время как колеса задней оси, напротив, разгружаются, и, при приложении к ним большого тормозного момента, могут заблокироваться. Во избежание этого EBD, обработав данные, получаемые от датчиков АБС и датчика, определяющего положение педали тормоза, воздействует на тормозную систему и перераспределяет тормозные силы на колесах пропорционально действующим на них нагрузкам. EBD вступает в действие до начала работы АБС или при несрабатывании АБС из-за ее неисправности. ECS - Электронная система управления жёсткостью амортизаторов.ECU (Electronic Control Unit) - блок электронного управления работой двигателя. EDC (Electronic Damper Control) - электронная система регулирования жесткости амортизаторов. Иначе ее можно назвать системой, заботящейся о комфорте. "Электроника" сопоставляет параметры загрузки, скорости автомобиля и оценивает состояние дорожного полотна. При движении по хорошим трассам EDC "приказывает" амортизаторам стать мягче, а при поворотах на высокой скорости и проезде волнообразных участков добавляет им жесткости и обеспечивает максимальное сцепление с дорогой. EDIS (Electronic Distributorless Ignition System) - электронная бесконтактная система зажигания (без прерывателя - распределителя).EDL (Electronic Differential Lock) - cистема электронной блокировки дифференциала. В немецком варианте EDS (Elektronische Differentialsperre) - электронная блокировка дифференциала. Представляет собой логичное дополнение к функциям антиблокировочной системы (АБС), благодаря которому повышается потенциал безопасности автомобиля, улучшаются его тяговые характеристики при движении в неблагоприятных дорожных условиях, а также облегчаются процессы трогания с места, интенсивного разгона, движения на подъем и эксплуатации автомобиля в сложных погодных условиях.Принцип действия системы. При прохождении поворотов колеса автомобиля, установленные на одной оси проходят пути разной длины, из-за чего их угловые скорости тоже должны быть разными. Это несовпадение скоростей компенсируется за счет работы дифференциального механизма, устанавливаемого между ведущими колесами. Но у применения дифференциала в качестве связующего звена между правым и левым колесами ведущей оси автомобиля есть и отрицательные стороны. Особенностью конструкции дифференциала является то, что он (при равенстве правой и левой шестерен) независимо от условий движения осуществляет равное распределение крутящего момента между колесами ведущей оси. При прямолинейном движении на покрытии с равными коэффициентами сцепления это не сказывается на поведении автомобиля. Когда же ведущие колеса автомобиля попадают на участок с различными коэффициентами сцепления, колесо, движущееся по участку дороги с меньшим коэффициентом сцепления, начинает пробуксовывать. В силу условия равенства крутящих моментов, обеспечиваемого дифференциалом, буксующее колесо ограничивает тягу противоположного колеса. Блокировка дифференциала при несовпадении условий сцепления левых и правых колес устраняет эту равнораспределенность. Получая сигналы от датчиков частоты вращения, имеющихся в составе АБС, ЭБД определяет угловые скорости ведущих колес и непрерывно сопоставляет их между собой. При несовпадении угловых скоростей, возникающем, например, при буксовании одного из колес, оно подтормаживатся до тех пор, пока не сравняется по частоте вращения с небуксующим. В результате такого регулирования возникает реактивный момент, который, в случае необходимости, создает эффект механически заблокированного дифференциала, а колесо, имеющее лучшие условия сцепления с дорожным покрытием, получает возможность передавать большее тяговое усилие. При разности частот вращения около 110 об/мин система автоматически включается в работу и без ограничений действует на скоростях до 80 км/ч. Система ЭБД действует и при движении задним ходом, однако при прохождении поворотов она не срабатывает.ECM (Electronic Control Module) - модуль электронного контроля. Микрокомпьютер задаёт продолжительность впрыска и количество впрыскиваемого топлива для каждого цилиндра. Cпособствует получению от двигателя оптимальной мощности и крутящего момента в соответствии с заложенной в него программой.EGR (Exhaust Gas Recirculation) - система рециркуляции отработавших газовEON (Enhanced Other Network) - встроенная навигационная система. Информация о пробках на дорогах, строительных работах, маршрутах объезда со спутника поступает в бортовой компьютер вашего автомобиля. Электронный мозг машины тут же дает водителю подсказку, какой дорогой пользоваться, а с какой лучше свернуть.ESP (Electronic Stability Programm) - Она же ATTS, ASMS (Automatisches Stabilitats Management System), DSTC, DSC (Dynamic Stability Control), FDR (Fahrdynamik-Regelung), VDC, VSC (Vehicle Stability Control), VSA (Vehicle Stability Assist) - противозаносная система (ПЗС). Наиболее сложная система с задействованием возможностей антиблокировочной, антипробуксовочной с контролем тяги и электронной систем управления дроссельной заслонкой. Контрольный блок получает информацию с датчиков углового ускорения автомобиля, угла поворота рулевого колеса, информацию о скорости автомобиля и вращении каждого из колес. Система анализирует эти данные и рассчитывает траекторию движения, а в случае, если в поворотах или маневрах реальная скорость не совпадает с расчетной и автомобиль "выносит" наружу или внутрь поворота, корректирует траекторию движения, подтормаживая колеса и снижая тягу двигателя. В случае возникновения экстремальной ситуации она компенсирует неадекватно резкую реакцию водителя и способствует сохранению устойчивости автомобиля. Работа данной системы заключается в осуществлении тягово-динамического регулирования работы систем управления автомобилем. ПЗС распознает опасность заноса и целенаправленно компенсирует нарушение курсовой устойчивости автомобиля. Принцип действия системы. ПЗС реагирует на критические ситуации в том случае, если известны ответы на два вопроса: куда намерен ехать водитель? куда на самом деле едет автомобиль? Ответ на первый вопрос система получает от датчиков, определяющих угол поворота рулевого колеса и угловые скорости колес автомобиля. Ответ на второй вопрос можно получить, измерив угол поворота автомобиля вокруг вертикальной оси и величину его поперечного ускорения. Если по поступающей от датчиков информации получаются разные ответы на упомянутые выше вопросы, то существует вероятность возникновения критической ситуации, при которой необходимо вмешательство ПЗС. Критическая ситуация может проявляться в двух вариантах поведения автомобиля: Недостаточная поворачиваемость автомобиля. В этом случае ПЗС дозировано подтормаживает заднее колесо на внутренней стороне поворота, а также воздействует на системы управления работой двигателя и АКП (если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией). В результате добавления к сумме сил тормозной силы, приложенной к упомянутому выше колесу, вектор результирующей силы, действующей на автомобиль, поворачивается в сторону поворота и возвращает машину на заданную траекторию движения, предотвращая выезд за пределы проезжей части и обеспечивая тем самым вписываемость в поворот.Избыточная поворачиваемость автомобиля. В этом случае ПЗС дозировано подтормаживает переднее колесо на внешней стороне поворота и воздействует на системы управления работой двигателя и АКП (если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией). В результате вектор результирующей силы, действующей на автомобиль, поворачивается наружу поворота, предотвращая тем самым занос автомобиля и следующее за ним неуправляемое вращение вокруг вертикальной оси. Еще одной распространенной ситуацией, в которой требуется вмешательство ПЗС, является объезд неожиданно возникшего на дороге препятствия. В случае, если автомобиль не оборудован ПЗС, события в данном случае часто развиваются по следующему сценарию: Перед автомобилем неожиданно возникает препятствие. Чтобы избежать столкновения с ним, водитель резко поворачивает влево, а затем, чтобы возвратиться на ранее занимаемую полосу, - вправо. В результате подобных манипуляций автомобиль резко поворачивается и возникает занос задних колес, переходящий в неуправляемое вращение автомобиля вокруг вертикальной оси. Развитие ситуации в случае с автомобилем, оборудованным ПЗС, выглядит несколько иначе. Водитель пытается объехать препятствие, как и в первом случае. По сигналам датчиков ПЗС распознает возникший неустойчивый режим движения автомобиля. Система производит необходимые вычисления и, в качестве контрмеры, подтормаживает левое заднее колесо, способствуя тем самым повороту автомобиля. При этом сила бокового увода передних колес сохраняется. Пока машина движется по дуге влево, водитель начинает поворачивать рулевое колесо вправо. Чтобы способствовать повороту автомобиля вправо, ПЗС подтормаживает правое переднее колесо. Задние колеса при этом вращаются свободно, благодаря чему оптимизируется действующая на них боковая сила увода. Предпринятая водителем смена полосы движения может вызвать резкий поворот автомобиля вокруг вертикальной оси. Чтобы предотвратить занос задних колес, подтормаживается левое переднее колесо. В особо критических ситуациях это торможение должно быть очень интенсивным, чтобы ограничить нарастание боковой силы увода, действующей на передние колеса.Рекомендации по эксплуатации ПЗС. Рекомендуется выключать ПЗС: при "раскачке" автомобиля, застрявшего в глубоком снегу или рыхлом грунте, при езде с цепями противоскольжения, при проверке автомобиля на динамометрическом стенде. Отключение ПЗС осуществляется нажатием кнопочного выключателя с надписью на панели приборов, включение - повторным нажатием на указанную клавишу. При запуске двигателя ПЗС находится в рабочем режиме.ETCS (Electronic Throttle Control System) - Электронная система управления положением дроссельной заслонки. Блок управления двигателем получает сигналы с двух датчиков: положения педали газа и дроссельной заслонки, и в соответствии с заложенной в него программой отдает команды электросервоприводу заслонки.ETRTO (The European Tyre and Rim Technical Organisation) - Объединение европейских производителей шин и дисков, Брюссель.FMVSS (Federal Motor Vehicle Safety Standarts) - Нормативы безопасности США.FSI (Fuel Stratified Injection) - "послойный" впрыск топлива. Разработка специалистов Volkswagen. Топливная аппаратура двигателя с системой впрыска FSI сделана по аналогии с дизельными агрегатами: насос высокого давления нагнетает бензин в топливную рампу, общую для всех цилиндров. Топливо впрыскивается непосредственно в камеру сгорания через форсунки с электромагнитными клапанами. Команда на открытие каждой форсунки подается из центрального блока управления, а фазы ее работы зависят от оборотов и нагрузки двигателя. Преимущества бензинового двигателя с прямым впрыском: - благодаря форсункам с электромагнитными клапанами возможен впрыск строго дозированного количества топлива в камеру сгорания в определенное время; - изменение фаз впускного распределительного вала на 40 градусов обеспечивает хорошую тягу на низких и средних оборотах; - использование рециркуляции выхлопных газов уменьшает эмиссию токсичных веществ; - двигатели с прямым впрыском FSI на 15% экономичнее бензиновых двигателей с традиционной системой впрыска.HDC (Hill Descent Control) - Система контроля тяги для спуска с крутых и скользких уклонов. Работает примерно по тому же принципу, что и антипробуксовочная: через "удушение" двигателя и подтормаживание колес, но с фиксированным ограничением скорости в диапазоне от 6 до 25 км/ч.PTS (Parktronic System) - в немецком варианте ADK (Abstandsdistanzkontrolle) - система контроля дистанции при парковке, которая посредством ультразвуковых сенсоров, расположенных в бамперах, определяет расстояние до ближайшего препятствия. Система включает в себя ультразвуковые преобразователи и блок управления. О величине расстояния до препятствия водителя информирует акустический сигнал, характер звучания которого изменяется при сокращении расстояния до препятствия. Чем меньше расстояние, тем короче пауза между отдельными сигналами. Когда до препятствия остается 0,3 м, звучание сигнала становится непрерывным. Звуковой сигнал поддерживается световыми сигналами. Соответствующие индикаторы расположены внутри салона. Помимо обозначения ADK (Abstandsdistanzkontrolle) для описания данной системы могут использоваться абривеатуры PDC (Parking distance control) и Parktronik. RDC (Reifen Druck Control) - Система контроля за давлением воздуха в шинах. Система RDC контролирует давление и температуру воздуха в шинах автомобиля как во время движения с любой скоростью, так и на неподвижно стоящем автомобиле. Система сообщает о падении давления в одной или нескольких шинах. Благодаря RDC удается избежать преждевременного износа и разрывов шин.SIPS (Side Impact Protection System) - Система защиты от бокового удара. Состоит из усиленных и энергопоглощающих элементов кузова и боковых подушек безопасности, которые обычно располагаются во внешнем крае спинки переднего сидения. Мешок SIPS срабатывает от электронных датчиков, вмонтированных в стойку и позади проема задней двери (эти датчики используются и для срабатывания Надуваемой занавески, IC). Meсто расположения датчиков влияет на очень быструю реакцию. Это особенно важно при боковых ударах, так как сминаемая зона составляет всего 25-30 см.SLS (Self-Levelizing Suspension) - Система самовыравнивания подвески. Особая конструкция амортизаторов и/или пневморессор. Может обеспечивать стабильность положения кузова в продольной оси относительно горизонтали при быстром движении по неровным дорогам и/или при полной загрузке.SRS (Supplementary Restraint System) - Подушки безопасности, они же эйрбэги (airbag), фронтальные и боковые. Последние иногда относят к системе защиты от боковых ударов SIPS, куда наряду с ними входят специальные балки в дверях и поперечные усилители кузова. Новые аббревиатуры - WHIPS (запатентовано Volvo) и IC, что, соответственно, расшифровывается как система защиты от "плетевого" удара - особая конструкция спинки сиденья с активными подголовниками и "надувная штора" - подушка безопасности, разворачивающаяся сбоку в зоне головы. IC (Inflatable Curtain) - Надуваемая занавеска. IC на Volvo состоит из двух "защитных занавесок". Они монтируются под обивкой крыши вдоль каждой стороны автомобиля и защищают в равной степени и передних и задних пассажиров. При столкновении занавеска освобождается и надувается до полного объема всего за 25 тысячных долей секунды. Через три секунды начинается процесс спускания; он проходит медленно, чтобы обеспечить максимальную защиту при множественных столкновениях. Занавеска покрыта воздушными каналами, сконцентрированными в областях, о которые пассажиры автомобиля могут удариться головой. IC надувается только на той стороне, на которую пришелся удар. Она срабатывает от датчиков в стойке и за проемом задней двери. Те же самые датчики используются для срабатывания мешков SIPS (защита от боковых ударов). Если срабатывает только датчик сзади, то надувается только IC-мешки, а SIPS не срабатывают. Газ в IC - это смесь аргона и гелия, он безвреден для живых существ и окружающей среды.MASC (Mitsubishi Active Stability Control) - система динамической стабилизации Мицубиси.MATC (Mitsubishi Active Traction Control) - активная противобуксовочная система Мицубиси.MSR (Motor Schleppmoment Regelung) - система контроля за торможением двигателем. Предотвращает блокирование ведущих колес при торможении двигателем. Узел, применяемый исключительно на переднеприводных дизельных автомобилях, для предотвращения блокирования передних колес, которое возможно при резком отпускании педали акселератора либо при резком торможении на передаче. Свои функции система осуществляет путем воздействия на системы управления топливным насосом высокого давления дизельного двигателя. Данное воздействие выражается в повышении частоты вращения коленчатого вала мотора.M/T (Manual Transmission) - РККП, Ручная Коробка Переключения Передач.OBD (On Board Diagnostic) - система бортовой диагностики автомобиля OHC (Overhead Camshaft) - расположенный сверху распределительный вал VDC (Vehicle Dynamic Control) - система стабилизации курсовой устойчивости.VVT-i (Valve Variable Timing-intelligent) - или VTEC, VANOS, NVCS, VIS, CVVT, MIVEC. Системы изменяемых фаз газораспределения и управления подъемом клапанов. Применяются для улучшения характеристик крутящего момента в широком диапазоне оборотов, а также для улучшения экономичности и экологических характеристик двигателя.WHIPS (Whiplash Protection System) - Механическая система, которая встроена в оба передних сидения. Она состоит из проволочной рамки в спинке сидения, подвешенной на пружинах, и специально сконструированного механизма крепления спинки сидения к подушке. При ударе автомобиля сзади, система срабатывает в двух фазах. В первой фазе проволочная рама и ее пружины с ограниченным ходом предотвращают слишком глубокое вдавливание сидящего в спинку сидения. Она также обеспечивает поддержку позвоночника и предотвращает его от излишнего изгибания. В то же самое время, WHIPS позволяет всей спинке в целом двигаться назад, предохраняя пассажира от движения вперед. Верхняя часть спинки движется вверх и вперед, заставляя подголовник лучше поддерживать шею и голову. Во второй фазе механизм WHIPS позволяет спинке еще отклониться назад, поглощая энергию удара и снижая опасный эффект катапульты. WHIPS создана для того, чтобы обеспечить защиту на скоростях до 30 км/ч, именно на этих низких скоростях причиняются т.н. "плетевые" травмы. ГУР (Гидроусилитель Руля) - Система, состоящая из насоса и шлангов, облегчающих поворот руля. Особенно помогает ГУР при повороте колес на неподвижном автомобиле и с низкопрофильной резиной, т.к. в этом случае "пятно контакта" резины с дорогой максимально, а качения нет. Из минусов ГУРа можно отметить то, что при быстром вращении рулевого колеса насос может не успевать перекачивать жидкость и перегреться, что приведет к сопротивлению во вращении. К счастью, на современных автомобилях это маловероятно.ЭУР (Электроусилитель Руля) - То же, что и ГУР, но вместо насоса, перекачивающего жидкость, роль помощника выполняет электромотор. В случае перегрева ЭУР отключается на 3-4 секунды, затем снова включается.Некоторые автомобильные сокращения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти